Формирование элементов электронного правительства в управлениях социальной защиты населения Челябинской области
Здравствуйте Евгений Владимирович, члены коллегии, приглашенные!
В прошлом году на коллегии Евгений Владимирович поставил задачу проработать технико-экономическое обоснование создания современной информационной системы в сфере социальной защиты населения с адресным предоставлением мер социальной поддержки.
После детального обсуждения на бюджетной комиссии в прошлом году, Губернатором этот проект был поддержан, выделены необходимые финансовые средства (75 миллионов рублей).
Результат проекта определен следующим образом.
‑ создание информационного банка данных различных категорий населения по вопросам социальной поддержки и социального обслуживания населения:
гражданах Российской Федерации,
иностранных гражданах,
лицах без гражданства,
беженцах,
зарегистрированных по месту жительства,
по месту пребывания либо фактически проживающих в пределах Челябинской области,
‑ автоматизация работ по предоставлению мер социальной поддержки: прием граждан, назначение, выплата, выдача справок и льготных удостоверений, в том числе предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде,
‑ организация электронного межведомственного взаимодействия с другими органами и организациями, предоставляющими государственные услуги населению;
‑ обеспечение текущего контроля деятельности (качественные и количественные показатели) органов социальной защиты вышестоящими органами;
- формирование аналитических отчетов и статистических сведений в разрезе муниципальных образований:
о потребности граждан в средствах на предоставление мер социальной поддержки
о фактически предоставленных гражданам мерах социальной поддержки,
о численности получателей мер социальной поддержки.
– обеспечение защиты персональных данных граждан и членов их семей при их вводе, обработке и информационном обмене в процессе информационного взаимодействия с третьими лицами;
В результате проекта должна быть создана самая большая автоматизированная система Челябинской области, работать с которой смогут одновременно не менее 2,5 тысяч пользователей во всех органах и учреждениях социальной защиты населения Челябинской области, которая будет содержать информацию о почти 2 миллионах жителей Челябинской области и которая будет предоставлять гражданам возможность получения 42 государственных услуг в электронном виде.
В рамках проекта планируется приобретение 413 компьютеров для управлений социальной защиты муниципальных образований Челябинской области. В рамках поручения Администрации Президента Российской Федерации по импортозамещению импортного программного обеспечения нами предложено в качестве операционной системы для данных компьютеров использовать отечественное программное обеспечение «Astra Linux Special Edition». Системными администраторами управлений соцзащиты осуществлено тестирование указанной операционной системы, которое дало положительные результаты.
Единая система позволит обеспечить требуемый уровень безопасности информации с наименьшими финансовыми затратами за счет комплексного подхода к использованию дополнительных технических средств защиты информации. В соответствии с пп.12 п.2 приказа ФСТЭК России от 11.02.2013 г. № 17 защита информации, содержащейся в информационных системах, является составной частью работ по созданию и эксплуатации информационных систем и обеспечивается на всех стадиях (этапах) ее создания и в ходе эксплуатации путем принятия организационных и технических мер защиты информации. МИТИС квалифицированно занимается данной работой, в том числе в части выбора из Реестра общесистемного, прокладного, специального программного обеспечения, информационных технологий, а также средств защиты информации в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».
Кроме того, планируемая к приобретению операционная система Astra Linux Special Edition содержит средства защиты он НСД, что подтверждается сертификатами ФСБ и ФСТЭК. Единая система позволит обеспечить требуемый уровень безопасности информации с наименьшими финансовыми затратами за счет комплексного подхода к использованию дополнительных технических средств защиты информации.
Техническим заданием на разработку и внедрение системы мы предусмотрели создание команды проекта, в которую наряду с представителями исполнителя войдут и специалисты управлений соцзащиты. Внедрение начнется начиная с июля и закончится в ноябре. Прошу предусмотреть назначение ответственных за тестирование, опытную эксплуатацию и приемку работ. Соответствующим образом необходимо спланировать периоды отпусков этих работников. При этом вопрос касается не только технических специалистов, но и операторов системы.
Второй вопрос, который хотелось озвучить, связан с ролью управлений соцзащиты в достижении индикативного показателя 601-го Указа Президента о доле граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Эта доля к 2018 году должна составлять не менее 70 процентов.
На текущий момент в Челябинской области 26 услуг в сфере социальной защиты населения Челябинской области представлены на портале www.gosuslugi.ru.
На экране мы видим статистику по этим услугам
- в 2014 году из 553 заявок, исполнена 251 заявка;
- в 2015 году число заявок выросло, было подано 18396 заявок (по всем 26 услугам), из них исполнено – 10006 (по 16 услугам).
- в 2016 году на 21.03.2016 – подано 5344 заявки, исполнено 2744 заявки.
Информация за 2015 год
№ |
Наименование услуги |
Общее число граждан, получивших государственную услугу |
Число граждан, получивших государственную услугу из числа столбца «B» в электронном виде |
Доля граждан, использующих механизм получения государственной услуги в электронном виде, процент (Д=Г/В*100%) |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
Назначение и выплата областного единовременного пособия при рождении ребенка |
29211 |
2074 |
7,1 |
2 |
Назначение и выплата пособия по уходу за ребенком |
15550 |
1394 |
8,9 |
3 |
Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан |
30254 |
2335 |
7,7 |
4 |
Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка |
47868 |
3496 |
7,3 |
5 |
Назначение многодетной семье ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг |
3629 |
342 |
9,4 |
6 |
Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг |
105160 |
5142 |
4,8 |
7 |
Прием органами опеки и попечительства документов от лиц, желающих установить опеку (попечительство) над определенной категорией граждан (несовершеннолетними гражданами, лицами, признанными в установленном законом порядке недееспособными (ограниченно дееспособными)) |
2186 |
351 |
16,05 |
8 |
Выплата единовременного социального пособия |
2965 |
349 |
11,7 |
|
Итого по всем государственным услугам |
236823 |
15483 |
6,5 |
Проанализировав этот слайд мы видим явных аутсайдеров списка и лидеров.
Самыми популярными электронными услугами соцзащиты являются:
- "Предоставление гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" – 5142 заявок;
- "Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка" – 3496 заявок.
В то же время из 237 тыс. услуг, оказанных службами соцзащиты, только 6,5 % оказаны в электронном виде.
Мы считаем, что такие показатели обусловлены неадаптированными регламентами и низкой информированностью населения о возможности получения этих услуг в электронной форме. Пока вами не будет проводиться работа по популяризации услуг, предоставляемых в электронном виде, по оптимизации административных регламентов мы не сможем выполнить поручения Президента.
Также, федеральные и региональные ведомства, в том числе Мининформ совместно с Министерством социальных отношений осуществляют ряд мероприятий для того, чтобы сделать электронные услуги, размещенные на Едином портале, доступными каждому человеку, вне зависимости от места его проживания.
Получить регистрацию на Едином портале госуслуг можно во всех управлениях соцзащиты населения Челябинской области, начиная со второго полугодия 2014 года.
Сведения о количестве подтвержденных учетных записей ЕСИА управлениями социальной защиты населения Челябинской области (на 02.03.2016) |
||||
|
Муниципальное образование |
Население, человек |
Количество учетных записей |
Количество учетных записей на 1000 человек |
1 |
Уйский МР |
25119 |
593 |
23,61 |
2 |
Брединский МР |
27173 |
471 |
17,33 |
3 |
Чесменский МР |
19712 |
320 |
16,23 |
4 |
Ашинский МР |
62969 |
887 |
14,09 |
5 |
Нязепетровский МР |
17569 |
228 |
12,98 |
6 |
Пластовский МР |
25644 |
327 |
12,75 |
7 |
Чебаркульский МР |
29900 |
357 |
11,94 |
8 |
Агаповский МР |
34413 |
409 |
11,89 |
9 |
Кунашакский МР |
30105 |
343 |
11,39 |
10 |
Саткинский МР |
84373 |
944 |
11,19 |
11 |
Трехгорный ГО |
33002 |
329 |
9,97 |
12 |
Нагайбакский МР |
19964 |
192 |
9,62 |
13 |
Троицкий ГО |
77737 |
740 |
9,52 |
14 |
Усть-Катавский ГО |
26437 |
251 |
9,49 |
15 |
Увельский МР |
31434 |
294 |
9,35 |
16 |
Троицкий МР |
27400 |
241 |
8,80 |
17 |
Карталинский МР |
48399 |
425 |
8,78 |
18 |
Красноармейский МР |
43087 |
361 |
8,38 |
19 |
Варненский МР |
26329 |
218 |
8,28 |
20 |
Карабашский ГО |
12497 |
89 |
7,12 |
21 |
Копейский ГО |
142020 |
960 |
6,76 |
22 |
Верхнеуральский МР |
35526 |
233 |
6,56 |
23 |
Октябрьский МР |
20450 |
132 |
6,45 |
24 |
Южноуральский МР |
37827 |
237 |
6,27 |
25 |
Локомотивный ГО |
8557 |
48 |
5,61 |
26 |
Катав-Ивановский МР |
32115 |
176 |
5,48 |
27 |
Магнитогорский ГО |
411880 |
2064 |
5,01 |
28 |
Златоустовский ГО |
174527 |
853 |
4,89 |
29 |
Верхнеуфалейский ГО |
33861 |
163 |
4,81 |
30 |
Сосновский МР |
63276 |
304 |
4,80 |
31 |
Еткульский МР |
30701 |
132 |
4,30 |
32 |
Каслинский МР |
33980 |
137 |
4,03 |
33 |
Аргаяшский МР |
40892 |
164 |
4,01 |
34 |
Озерский ГО |
91745 |
328 |
3,58 |
35 |
Чебаркульский ГО |
41539 |
144 |
3,47 |
36 |
Еманжелинский МР |
52966 |
176 |
3,32 |
37 |
Кизильский МР |
24959 |
73 |
2,92 |
38 |
Челябинский ГО |
1156201 |
3225 |
2,79 |
39 |
Снежинский ГО |
49480 |
103 |
2,08 |
40 |
Кыштымский ГО |
41362 |
49 |
1,18 |
41 |
Миасский ГО |
166231 |
172 |
1,03 |
42 |
Коркинский МР |
63394 |
57 |
0,90 |
43 |
Кусинский МР |
28520 |
5 |
0,18 |
|
Итого |
|
17954 |
|
С начала реализации данного проекта в УСЗН подтверждены учетные записи 18 тыс. пользователей. Для сравнения за этот же период времени отделами ЗАГС зарегистрировано 5573 пользователей, МФЦ ‑ 36765 пользователей.
По количеству подтвержденных УЗ лидерами среди управлений соцзащиты являются УСЗН Магнитогорского, Копейского, Челябинского, Златоустовского ГО и Ашинского МР.
По количеству подтвержденных учетных записей ЕСИА на 1000 человек населения лидерами являются Уйский, Брединский и Чесменский МР.
Кроме того, начиная с 4 квартала 2015 года Министерство информационных технологий и связи Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области, МФЦ г. Челябинска провели большую работу по регистрации сотрудников учреждений социальной защиты населения на Едином портале госуслуг. В течении трех месяцев сотрудник Мининформа совместно с МФЦ г. Челябинска проводили лекции в интернатах, приютах и реабилитационных центрах г. Челябинска, осуществляли анкетирование людей с целью регистрации на Едином портале госуслуг. Всего мы посетили 9 учреждений социальной защиты, что позволило нам зарегистрировать более 800 сотрудников. Мы благодарим детский дом №14 г Челябинска, социальный приют «Возрождение», реабилитационный центр «Возрождение», центр соцзащиты «Семья», коррекционную школу-интернет №9 г. Челябинска, Челябинский дом-интернат №1 п. Каштака, детский дом №7 Челябинска, Челябинский психоневрологический интернат г. Челябинска, Челябинский психоневрологический интернат №2 г. Челябинска за помощь в организации регистрации сотрудников на Едином портале госуслуг.
Вывод:
Итогом совместной работы в текущем году станет более удобная работа сотрудников УСЗН в новой системе, при этом мы ожидаем от Вас большего вклада в увеличение доли граждан, получающих услуги соцзащиты в электронном виде.