• Тел.: (351) 232-33-53
  • Е-mail: info@mininform74.ru
Главная »  Выступления »  Реализация проектов Умный город в Челябинской области

[Версия для печати]

Руководство Челябинской области уделяет большое внимание проекту «умный город» для понимания преимуществ внедрения сервисов умного города в муниципалитетах Челябинской области.

В стратегию развития Челябинской области до 2035 года мы заложили показатель «Доля городских округов и муниципальных районов Челябинской области, на территории которых реализуются мероприятия «Умного города»». К 2024 году мы планируем достичь значения 40%. Одной из ключевых целей проекта «умный город» мы ставим разработку стандартов «умного города» и коробочного решения, которое впоследствии можно тиражировать на все муниципалитеты.

В 2017 году мы провели большое исследование международных стандартов «умного города» (к настоящему времени Росстандарт только начинает разработку технологических стандартов «умного города»).

Мы ориентировались на передовой зарубежный опыт – Барселона, Индия, Китай, Корея. Были проанализированы стандарты ISO 37120:2014 «Устойчивое развитие сообществ – индикаторы городских сервисов и качества жизни», Стандарты Британского института стандартизации (BSI), Smart Cities Mission, программа по развитию ста «умных» городов в Индии, Критерии МСЭ и Европейской экономической комиссии ООН для умных городов и т.д. Для понимания предметной области и направлений проектов «Умного города» нами также рассматривался российский стандарт – ГОСТ Р ИСО 37120-2015 «Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни». По результатам анализа мы поняли: чтобы реализовать наши цели в отсутствие федеральных стандартов – необходимо сделать региональные.

В соответствии с типологией, разработанной Британским институтом стандартизации представляется целесообразной разработка стандартов по трем уровням управления: стратегическом (Зачем?), тактическом (Как? Кто? Когда?) и уровне технической специализации (Что? Где?).

Предпосылками для начала реализации проекта «умный город» явились следующие причины:

1. Удовлетворение спроса жителей на умные сервисы.
В городах растет требовательность населения к качеству работы муниципальной власти, при этом просто качественной работы сервисов городского хозяйства зачастую уже недостаточно. Власть должна формировать имидж города, люди хотят гордиться тем местом, где они проживают. Другой важный момент – это запрос на справедливость и открытость действий власти. Ну и тренд крупных городов – экономия времени.

2. Необходимость повышать эффективность муниципалитетов. Рейтинг Губернатора формируется в муниципалитетах. В Челябинской области урбанизация населения выше 80% Дотации и субсидии из бюджета субъекта для муниципалитета не всегда могут быть четко проверены, оценка эффективности трат средств субъекта не всегда может быть объективной. Внедрение сервисов «умного города» повышает прозрачность бюджетных трат и может явиться объективным способом оценки.

3. Запросы современных управленцев – «продвинутых» глав городов. Внедрение сервисов «умного города» позволяет главе сформировать современную эффективную модель управления городским хозяйством на основе ИКТ-технологий.

Заканчивается данная работа утверждением Стратегии или Концепции развития города, в которой прописываются соответствующие KPI.

Какие должны быть KPI?

Наиболее проработанные темы, которые активно внедряются в «умных городах»: управление дорожным движением, управление парковками, управление  общественным транспортом, управление вывозом мусора, анализ экологической ситуации, взаимодействие с гражданами посредством современных технологий.

Результатами таких проектов по всему миру стали (источник Schneider Electric):

  • Умные здания – 30% экономии энергии, 15% экономии эксплуатационных расходов, 10% увеличения рыночной стоимости объектов.
  • Умное энергоснабжение – 45% уменьшения аварий в электросетях, 30% уменьшения расходов на сбор измерений, 15% экономии эксплуатационных расходов.
  • Умное водоснабжение – 30% экономии энергии, 20% экономии воды, 20% уменьшения аварий в сетях водоснабжения.
  • Транспорт, мобильность – 20% экономии на поездках, 15% уменьшения времени поиска парковок, 10% уменьшения остановок и простоя транспортных средств.
  •  Крайне важным шагом при этом является создание некоей пирамиды принципов, которое лежит в основе достижения стратегических целей. В упоминавшемся стандарте BSI три столпа умного города: «Гражданоцентричность», «Цифровизация», «Открытость к сотрудничеству».

 В Барселоне принципы сокращенно назывались MESSI (M – Mobility, E – E-government, S – Smart City, S – Sustainability, I – Innovation).

 В своих проектах мы определили следующие принципы создания Умного города:

1. Принятие управленческих решений на основе объективной, получаемой автоматическим или автоматизированных способом, информации.

2. Клиентоориентированность для жителей «умного города», прежде всего – удобство в использовании предоставляемых возможностей, информирование.

3. Инновационные жители. Успешность внедрения технологий умного города напрямую зависит от понимания жителями таких проектов. «Умные люди» становятся катализатором общественного развития, ведь именно от людей, их инициатив и потребностей зависит, каким будет городское пространство. Например, если не убедить жителя многоквартирного дома в необходимости энергосберегающих технологий в его подъезде, то он не захочет платить за жилищно-коммунальные услуги чуть больше, чем платил раньше. То есть нужно заниматься как образованием предпринимателей, которые способны инвестировать в проекты «умных городов», так и образованием граждан — объяснить им, почему они должны заплатить больше и как они на самом деле могут заплатить в дальнейшем меньше, пользуясь умными технологиями. Кроме нехватки понимания, что есть умный город, у людей нет осознания архитектуры построения умного города и нет нормативной поддержки.

 4. Безопасность. С одной стороны — это обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в соответствии с концепцией АПК «Безопасный город», а с другой — защита обрабатываемой «Умным городом» информации от несанкционированного доступа, обеспечение ее актуальности и достоверности.

5. Научная проработка вопроса. Привлечение региональных вузов к работе в проектах «умного города» как при написании руководящих документов, так и непосредственно в реализуемых сервисах.

6. Вовлечение бизнеса.

7. Построение платформ. Реальный мир и платформа «умного города» связаны потоками данных, передаваемыми между различными устройствами, датчиками и информационными системами. Платформа выделяет из этих данных информацию и логически организует её. На основе получаемых из реального мира данных средства аналитики генерируют отчеты, строят тенденции и прогнозы, дают рекомендации главе города. Все эти результаты передаются пользователям или системам управления реального мира. Таким образом, платформа умного города помогает решать конкретные проблемы и принимать управленческие решения на основе объективных данных.

Поскольку взять и разработать качественный стандарт, не имея определенного опыта за плечами невозможно, мы решили пойти от обратного и реализовать на базе пилотного муниципалитета ряд сервисов, а на основании полученного опыта  разработать региональный стандарт.

Правительством Челябинской области совместно с ПАО «Ростелеком» и Администрацией Саткинского муниципального района в ноябре 2017 года  заключены соглашения о реализации пилотного проекта «умный город» в г.Сатка. Данный городской округ отличает компактность, а также наличие самостоятельно реализованных подсистем умного города (такие как мониторинг общедомовых ресурсов, «умное освещение»). Кроме того,  руководством муниципалитета сформирована команда, которая активно подключилась к работе над данным проектом. В настоящее время г.Сатка включен в реестр пилотных городов Минстроя России, реализующих сервисы «умного города».

При этом, мы понимаем, что для пилотируемого города малого размера (г. Сатка) не являются актуальными некоторые вопросы отраслевого / муниципального управления, характерные для крупных городов-милионников, таких как г. Челябинск. Например, системы управления дорожным движением или отдельными видами общественного транспорта. С учетом этих особенностей и планов по проведению саммитов ШОС и БРИСК в г. Челябинск в 2020 году принято решение стартовать еще один пилотный проект «Умный  город» в г. Челябинске. В настоящее время направлена заявка в Минстрой России на включение муниципалитета в перечень пилотных городов.

В Челябинской области, как и во многих других субьектах РФ, к моменту начала реализации проекта «умный город» в области уже существовали успешные региональные сервисы, которые можно отнести к направлению «умного города»:

1. Региональный портал государственных услуг Челябинской области.

2. Сетевой город. Образование (Электронный дневник).

3. Электронная медицинская карта, запись на прием к врачу.

4. Активный гражданин.

5. РНИС.

6. Общественное видеонаблюдение.

Управление проектами реализации умных городов на территории Челябинской области мы планируем организовать следующим образом.

По сути, проект является муниципальным. Поэтому Проектный офис создается в муниципалитете. Глава муниципалитета – Заказчик и Куратор проекта. Руководителем проекта является первый заместитель главы города.

На областном уровне создаются отраслевые рабочие группы для оказания методической помощи муниципалитету и реализации проектов, относящихся к областным полномочиям.

Под руководством Губернатора Челябинской области формируется Комитет по подготовке стандартов «умный город» (состав: Губернатор Челябинской области, заместители Губернатора, отраслевые министры)

В ближайшее время указанная схема будет рассмотрена на региональном стратегическом комитете.

Мы ожидаем, что в ходе реализации пилотного проекта «Умный город» в г. Сатка мы сможем разработать проект стандартов «Умного города», который будет  применен и в других городах области. Сформированные предложения мы планируем представить и на федеральный уровень для формирования национального стандарта «Умного города».  Что еще более важно — мы намереваемся получить некоторое коробочное решение, включающее сервисы, необходимые к реализации в любом городе, которое можно было бы тиражировать.

 

В настоящее время для массовой реализации проекта «умный город» не хватает:

1. Квалифицированных кадров (как сфере муниципального управления, так и в части методологии «умного города»)

2. Научной проработки вопроса (утвержденные федеральные стандарты)

3.Финансирования (ряд сервисов, особенно в сфере ЖКХ по текущему законодательству могут быть профинансированы только за счет жителей, что серьезно усложняет проект). 

При этом, реализации проекта отчасти мешает устаревшее законодательство, устанавливающее ограничения (например, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» не позволяет использовать светодиодные светильники в детских дошкольных учреждениях), дороговизна и разнообразие технологий для решений «умного горда» (рынок еще не отфильтровал неуспешные технологии «умного города»), а также боязнь риска со стороны контролеров (поскольку вопрос нормативно плохо урегулирован возможны неоднозначные трактовки итогов реализации проекта «умный город» со стороны контролеров в части бюджетного финансирования).

В текущем году мы планируем завершить I этап реализации проекта «умный город» в г.Сатка, по итогам которого в следующем году начнется разработка региональных стандартов и коробочного решения для внедрения в других муниципалитетах области. Ожидаем, что к концу 2019 года мы получим первый законченный стандарт «умного города» Челябинской области.

Дата публикации: 23 ноября, 2018 [10:08]
Дата изменения: 14 января, 2019 [10:09]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Yandex.Metrika informer Яндекс.Метрика /Yandex.Metrika informer