Доклад исполняющего обязанности Министра информационных технологий и связи Челябинской области Александра Сергеевича Козлова в рамках конференции «Бизнес-аналитика для эффективного управления в государственном и корпоративном секторе»

25.06.2013

Использование информационно-аналитических систем в органах государственной власти Челябинской области

Актуальность

Информация, используемая в органах государственной власти в процессе принятия управленческих решений, по характеру и объему в последние 10–15 лет изменилась больше, чем за последние 60–90 лет. В течение предстоящих 10-15 лет ожидается еще более драматическое увеличение количества информации в результате создания глобальных информационных ресурсов, а также развития новых коммуникативных средств на основе социальных сетей, использующих телекоммуникационную сеть Интернет.
Изменяются и управленческие методы и технологии. В управлении организациями происходит переход от системы административно-командных принципов к информационно-структурированным, где главное – подготовка и предоставление оперативного доступа к точным данным и знаниям. Это позволяет уменьшить количество управленческих уровней, и значительно повысить скорость подготовки и принятия решений.
Сегодня они в большей мере, чем прежде нуждаются с статистически обоснованных данных, характеризующих как текущее состояние дел, так и прогнозные величины. В частности, такие административные процессы как разработка 3-летнего прогноза социально-экономического развития региона, анализ данных социологических опросов, публикаций средств массовой информации, оценка эффективности деятельности глав муниципальных образований, многофакторная оценка эффективности промышленных предприятий уже много лет выполняются государственными органами власти Челябинской области с использованием соответствующих информационно-аналитических систем.
Информационные технологии стали неотъемлемой частью управленческих процессов, они реализуют потребность в предоставлении так называемых интеллектуальных или аналитических услуг, связанных с:
• интеграции управленческих ресурсов различных уровней;
• обеспечением санкционированного доступа к нормативной, правовой, научной, методической и справочной информации, а также персонифицированного доступа к служебной информации;
• анализом причинно-следственных связей в сложных системах;
• прогнозированием развития ситуаций в различных сферах управления и хозяйства;
• выбором вариантов и компромиссов при наличии альтернативных решений;
• оптимизацией решения поставленных задач;
• формированием управленческих стратегий;
• обеспечения согласованной коллективной работы.
Безусловно, существует ряд объективных факторов, затрудняющих использование информационно-аналитических систем в органах государственной власти.
Во-первых. Особенность управления социально-экономическими системами в том, что необходим учет человеческого, поведенческого фактора с его непредсказуемостью и другими сложностями, которые затрудняют использование информационных технологий для прогнозирования и стратегического планирования. Исключительная сложность объекта управления, которую трудно (но с учетом допущений и ограничений можно) описать с помощью адекватных математических моделей.
Во-вторых. Следующим негативным моментом в существующем процессе анализа является то, что подразделения параллельно ведут базы данных с дублирующимися показателями, и при этом не производят сверку имеющихся у них данных. При этом речь идет даже не о модели проверки зависимости одних показателей от других. Зачастую разные подразделения имеют различные значения одного и того же показателя.
Такое положение дел обусловлено множеством объективных причин, и в первую очередь отсутствием в настоящее время в Правительстве области единого корпоративного хранилища данных. Создание такого хранилища является достаточно сложной задачей, требующей значительных финансовых затрат на формирование единой телекоммуникационной системы Правительства области, покупку мощного сервера, дорогостоящего системного программного обеспечения и сервера баз данных.
Однако по-настоящему процесс тормозится тем, что в настоящее время не определен орган исполнительной власти, который готов взять на себя всю полноту ответственности за разработку методологии данного процесса.
Если в 2000-х годах немаловажным затрудняющим фактором было отсутствие информационно-коммуникационной инфраструктуры, то на сегодняшний день такого ограничения на уровне региональных органов власти нет. У нас есть и общая гигабитная телекоммуникационная сеть органов власти, запущен в промышленную эксплуатацию центр обработки данных органов власти Челябинской области. Куплены и развернуты наиболее распространенные СУБД, запущен геопортал.
В-третьих, ограниченность возможностей субъектов управленческой деятельности за счет её зарегламентированности.
В-четвертых. Сложной задачей является финансово-экономическое обоснование эффективности внедрения информационных технологий для автоматизации управленческого труда. Если начальную стоимость информационных технологий, включая средства вычислительной техники и программное обеспечение, достаточно легко определить, то рассчитать стоимостной эквивалент их вклада в деятельность организации и выгоду, получаемую от их использования в управлении чрезвычайно непросто. В то же время одним из важнейших вопросов анализа использования любых государственных затрат (в том числе и у контролирующих органов) становится вопрос о том, в какой степени достигнуты поставленные цели и соответствуют ли сделанные затраты полученным результатам. Использование новых технологий может привести к дополнительным затратам, которые возможно и не повысят производительность пользователей. Зато они обязательно будут способствовать принятию более лучших управленческих решений, а это гораздо важнее и существенней всех совокупных затрат на их внедрение в практику госуправления.
Главное. На сегодняшний день проектам по внедрению ИАС в государственных органах недостает хорошо продуманной стратегии, методологической проработки, четкого планирования и использования хорошо зарекомендовавших себя методов управления проектами.
Итак основные объективные проблемы, которые необходимо решить в процессе внедрения современных ИТ-решений в органах государственного управления, являются, по существу, организационными. Способы их решения:
• блокирование каналов и способов некорректного использования информации в личных целях;
• повышение компьютерной грамотности широкого круга служащих;
• методологическая проработка и закрепление в нормативных правовых актах описания объекта автоматизации;
• использование лучших практик в области управления проектами при планировании, внедрении и контроле развертывания и эксплуатации ИТ-решения;
• правильный выбор исполнителя проекта автоматизации, а также оптимальных аппаратной и программной платформ.
Есть факторы, присущие государственным органам власти, которые, напротив, способствуют внедрению информационно-аналитических систем.
Первое, сегодня можно наблюдать стремление руководства страны и регионов к вхождению в новое информационное общество. Всем известны общефедеральные проекты по созданию государственной автоматизированной системы «Управление», системы межведомственного электронного взаимодействия, системы межведомственного электронного документооборота.
Второе. Этот процесс облегчается наличием нормативной базы, регулирующей деятельность органов власти.
В-третьих. В результате успешного перехода к использованию современных информационных технологий органы государственной власти экономят бюджет, привлекают на государственную службу лучшие кадры, повышают эффективность исполнения своих функций и др. Самый главный результат – это возможность кардинально улучшить качество управленческих решений за счет информационно-аналитических систем, и, прежде всего, лиц, принимающих решения по стратегическим направлениям развития государства. Именно здесь ИАС способно дать наивысшую отдачу.
При разработке и использовании ИАС, предназначенных для применения в государственных структурах, необходимо соблюдать следующий набор принципов:
• функционирование ИАС ОГВ должно осуществляться в правовом поле и адаптироваться изменениям;
• ИАС ОГВ в полном объеме должны поддерживать исполнение ОГВ установленных полномочий, соответствовать их функциям и задачам;
• необходимо обеспечивать эффективное использование выделяемых на эти цели бюджетных средств.
• использование ИАС ОГВ должно обеспечивать повышение эффективности управления в приоритетных направлениях деятельности;
• реализация работ по внедрению ИАС в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления должна сопровождаться комплексом организационных мероприятий, обеспечивающих координацию деятельности органов власти в сфере информатизации;
• разработку и внедрение стандартов обмена данными;
• развитие ИТ-инфраструктуры органов власти;
• ИАС ОГВ следует строить на базе новейших достижений науки и техники в данной области;
• подсистемы, средства, информационные ресурсы ИАС ОГВ должны быть открыты и доступны определенному кругу лиц, но при этом должны в необходимой мере обеспечиваться требования информационной безопасности.
В настоящее время большинство региональных органов власти автоматизировали свои основные рутинные операционные процессы, приобрели компьютеры, создали локальные сети, пригласили на работу программистов, системных аналитиков и иных специалистов по разработке и внедрению систем обработки данных. В итоге сегодня автоматизация управления по дескриптивному (описательному) принципу практически состоялась.
Если взглянуть на 5-ти уровневую модель зрелости BI, предложенную Gartner, то следует признать, что органы государственной власти Челябинской области находятся все еще на первых двух уровнях, полагаясь на таблицы Excel в качестве основного инструмента анализа.
Специалистам государственного сектора неудобно работать с огромными объемами разного рода сведений, выдаваемых системами обработки данных. Сегодня явно прослеживается тренд перехода от описательной аналитики и констатации фактов к диагностике и выявлению причин – не нужны просто цифры и факты, поданные в красивом виде. Таким образом, мы прогнозируем спрос на третий уровень в ближайшее время.
Но решение подобных задач предполагает целый ряд подготовительных мер, основная из которых – повышение качества «первичных» данных.
Учреждения госсектора накопили большие объемы информации, но эти данные зачастую хранятся в разнородных ведомственных базах, значительная часть из них слабо структурирована и никогда в полном объеме не анализировалась. А между тем, именно посредством их обработки и интеллектуального анализа, государство может получать ценнейшую информацию о своих гражданах, заблаговременно выявлять явные и неявные тенденции, эффективно прогнозировать развитие любых макро- и микроэкономических ситуаций.
Руководителям же некогда пользоваться огромными фолиантами плохо структурированных данных, они нуждаются в обобщенной информации, отражающей динамику агрегированных показателей и других данных для принятия решений, которые имеют как оперативное, так стратегическое значение.
Учитывая все вышеописанные факторы, а также анализ информационно-аналитических систем органов власти других субъектов Российской Федерации, была разработана структурная схема информационных ресурсов автоматизированной системы государственного управления.
Все данные, используемые в ходе работы информационно-аналитической системы, хранятся в информационном хранилище данных, в состав которого входят базы данных природных ресурсов и госимущества, социально-экономической статистики, налоговой и финансово-кредитной систем, законов и нормативно-правовых актов, политических прогнозов, мировой экономики, альтернативных источников информации. Информация в указанные базы данных поступает из органов государственной статистики, органов власти, средств массовой информации, специальных технических систем сбора и анализа информации, ситуационных центров и иных источников информации.
Важнейшим блоком системы является модуль формирования стратегических целей и задач, поскольку в нем определяются цели развития, определяемые лицом, принимающим решения (ЛПР). При этом цели выражаются через задачи, которые необходимо решить для их достижения, а каждая задача имеет показатели, характеризующие степень ее решения, а, следовательно, иллюстрирующие ход процесса достижения целей социально-экономического развития государства.
Собственно процесс поддержки принятия управленческого решения реализуется в модуле подготовки принятия решений. В блоке анализа показателей, трендов и факторов предусмотрена возможность расчета и оценки интегрального рейтингового показателя социально-экономического состояния субъектов Российской Федерации, который рассчитывается на основании наиболее важных, широко применяемых на практике социально-экономических показателей, являющихся измерителями уровня жизни населения и социальной среды и представляющих научный и управленческий интерес. К таким показателям относятся: среднедушевые денежные доходы, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, число предприятий и организаций, оборот розничной торговли и прочее. Определяющим фактором благосостояния является уровень экономического развития области, поэтому основные индикаторы состояния экономики часто используются в качестве обобщающих показателей уровня жизни: объем ВРП, доходы консолидированного бюджета и т.д.
Процесс подготовки управленческого решения начинается с анализа показателей и факторов, определяющих состояние социально-экономической системы государства, при этом необходимо оценивать не только текущее положение дел и исторические значения тех или иных показателей информационного банка данных, но и оценивать их возможную динамику, хотя бы в виде прогнозирования трендов. Для решения указанной задачи в ИАС предусмотрен модуль прогнозирования. Аппарат, который может использоваться для прогнозирования временных рядов, – это метод скользящих средних, метод линейного экспоненциального сглаживания Хольта (Holt), простая регрессия, возрастающие кривые, экспоненциальные модели и методы авторегрессионных интегрированных скользящих средних (методы Бокса-Дженкинса). Оценка соответствия прогноза поставленной задаче осуществляется посредством изучения коэффициентов автокорреляции для временного ряда ошибок. С целью анализа коэффициентов корреляции можно использовать Q-статистику Льюинга-Бокса.
Для поддержки полного цикла управления в ИАС предусматривается модуль анализа принятых решений (их последствий). Он позволяет организовать обратную управленческую связь и осуществить корректировку стратегических целей, задач или значений показателей их решения в зависимости от результатов исполнения уже принятых решений.
Введение в информационно-аналитическую систему модуля формирования стратегических целей и задач, модуля прогнозирования и модуля анализа принятых решений позволяет сформировать стратегическую цель, поставить задачи, которые необходимо решить для достижения цели, спрогнозировать эффект от решения поставленных задач и достижения заданной цели и проанализировать полученный при этом результат, чтобы скорректировать при необходимости цель и задачи, решения и методы воздействия, расширяя тем самым возможности информационно-аналитической системы для более эффективной поддержки процесса принятия управленческих решений ЛПР.

Хранилище данных

Приведем определение, сформулированное “отцом-основателем” хранилищ данных Биллом Инмоном: “Хранилище данных – это предметно-ориентированное, привязанное ко времени и неизменяемое собрание данных для поддержки процесса принятия управляющих решений”. Задача хранилища – предоставить “сырье” для управленческого анализа в одном месте и в простой, понятной структуре. Ральф Кимбалл в предисловии к своей книге “The Data Warehouse Toolkit” пишет, что если по прочтении всей книги читатель поймет только одну вещь, а именно: структура хранилища должна быть простой, – автор будет считать свою задачу выполненной. При этом под хранилищем можно понимать не обязательно гигантское скопление данных – главное, чтобы оно было удобно для анализа. 
В пользу создания хранилища данных можно привести следующие техническое аргументы:
1. анализировать данные оперативных систем подразделений напрямую невозможно или очень затруднительно так как:
 с одной стороны данные разрознены, хранятся в форматах различных СУБД и в разных местах корпоративной сети.
 с другой, даже если все данные хранятся на центральном сервере БД (что бывает крайне редко), данные имеют очень сложную, запутанную структуру.
2. сложные аналитические запросы к оперативной информации тормозят текущую работу компании, надолго блокируя таблицы и захватывая ресурсы сервера.
Основные этапы создания хранилища данных представлены на слайде:
 Сформирован список основных показателей, характеризующих состояние Челябинской области
 Перечень показателей включен в областной заказ на экономико-статистическую информацию
 Осуществлено логическое проектирование и генерация скриптов по созданию хранилища данных с учетом выбранного СУБД
 Разработаны процедуры загрузки информации из OLTP-систем источников в хранилище данных
 Формирование интерфейсов пользователей-аналитиков по работе с информацией хранилища данных: OLAP-системы, ГИС, собственное ПО, использующее механизмы доступа к СУБД.

С какими проблемами мы столкнулись при формировании хранилища данных

I. Кроме перечня показателей, для аналитика очень важно, какие измерения включают в себя данные того или иного показателя. Термин измерения, употребляется в том смысле, который в него вкладывается в теории OLAP-систем и фактически является координатной осью, вдоль которой откладываются значения показателя. Например, если у нас есть показатель «Объем промышленной продукции по кругу крупных и средних предприятий», то для анализа важно, чтобы он был представлен по следующим измерениям: отрасль, территории области, время. Первоначально мы хотели, чтобы все показатели в хранилище данных имели следующие три измерения: Территория (по справочнику СОАТО), Вид деятельности (по справочнику ОКДП), Время (помесячно). Некоторые показатели должны были иметь и другие измерения.
К сожалению, для показателей официальной статистики, чем более детальный уровень рассмотрения (от федерального к муниципальному уровню), тем меньшее количество измерений доступно. Это связано с объективными причинами, поскольку многие показатели не собираются по территориям, а вычисляются на основе методик, основанных на выборках, или, например, собираются ежеквартально в соответствии с утвержденной системой сбора информации, которая нацелена в первую очередь на удовлетворение информационных потребностей федерального центра, а не региона.
Однако, говоря о перспективах развития аналитических систем, необходимо отметить, что внедрение OLAP-систем в региональных и муниципальных аналитических системах требует больших объемов многомерной информации.
II. Особенную сложность при проектировании архитектуры хранилищ данных вызывает необходимость учета при проектировании медленно меняющихся измерений.
Термин медленно меняющиеся измерения обозначает изменение атрибутов измерений с течением времени, что создает проблему, так как одна из важнейших задач хранилища данных – обеспечить сопоставимость имеющихся данных за достаточно продолжительный промежуток времени.
Например:
1. В случае анализа макроэкономических показателей все основные измерения сопоставлены с общероссийскими классификаторами, однако даже такие справочники время от времени изменяются. Например, нельзя исключать возможность изменения состава муниципальных образований Челябинской области.
2. Существует и другая опасность, специфичная именно для задачи анализа макроэкономических показателей. Она связана с вопросом изменения методик расчета показателей.
Во всех этих случаях задача хранилища – обеспечить сопоставимость данных, иначе ценность данных в хранилище обесценится. Для обработки медленно меняющихся измерений можно применять три подхода, выбор среди которых производится в зависимости от потребностей в сохранении последовательности изменений размерности:
1. Переписывание истории (первый тип изменений)
Изменения первого типа обновляют значение атрибута размерности. В примере с изменением названия территории новое наименование записывается на место старого, которая отныне будет потеряна. Изменения первого типа обновляют только атрибуты, они не вводят новые записи и не оказывают влияния на ключи. Однако, данные изменения могут оказывать влияние на агрегированные таблицы, создаваемые в хранилищах данных для ускорения выполнения запросов.
2. Сохранение истории (второй тип изменений)
При изменениях второго типа добавляется строка с новым значением атрибута, при этом остается и строка со старой информацией. Изменения второго типа позволяют провести точное разделение по времени лучше других видов изменений. Однако, использование в хранилище данных изменений второго типа может потребовать существенных доработок и анализа, они могут заметно увеличить размер базы данных, а также создать проблему, если в качестве первичного ключа использовался непосредственно код справочника.
3. Сохранение версии истории (третий тип изменений)
Как правило, изменения третьего типа применяются только в тех случаях, когда имеется ограниченная необходимость в сохранении и точном описании истории. Вместо создания дополнительной записи размерности, которая содержала бы новое значение атрибута, при изменениях третьего типа в существующую запись вводится новое поле, куда помещается измененное значение. Можно создать несколько полей для хранения значений атрибута в различные моменты времени. В рассмотренном примере с изменением названия можно было бы создать поля Старое название, Текущее название и Дата изменения названия. Эти поля точно отражали бы всю историю атрибута. Данный метод позволяет сохранять изменения. Но как быть, если территория переименовывается второй раз, третий и т.д.? Использование такого метода приводит к увеличению размера таблицы и, что куда важнее, усложняет запросы, анализирующие историю изменения значений этих полей. После пары итераций запросы становятся чрезмерно сложными. Кроме того, со временем можно достичь максимально допустимого числа полей в таблице.
Существует также ряд правил, которыми следует руководствоваться при проектировании хранилища данных:
1. Следует избегать применения в качестве ключа какого-то осмысленного с точки зрения анализа атрибута, например, идентификатора территории. Это правило особенно актуально при использовании обработки медленно меняющихся изменений второго типа.
2. Не следует использовать фактическую дату изменения значения размерности.
Общим недостатком всех вышеуказанных правил является значительное усложнение программ – загрузчиков данных, поскольку необходимо предусматривать функции отделения ошибок в исходных данных от изменений размерностей.
В 2000-2010 годах Комитетом информационного и программного обеспечения Правительства Челябинской области был разработан комплекс прикладных информационно-аналитических программ, которые успешно эксплуатировались во многих органах регионального управления и муниципальных образованиях Челябинской области:
• анализ производственно-хозяйственной деятельности и определение рейтингов хозяйствующих субъектов на основе унифицированных форм госстатистики;
• анализ макроэкономических показателей развития Челябинской области и других субъектов Российской Федерации;
• мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований Челябинской области;
• мониторинг эффективности деятельности глав муниципальных образований Челябинской области.
В ходе разработки вышеперечисленных и других программных средств широко использовались современные концепции обработки данных (хранилища, витрины данных, OLAP-средства, Data Mining и др.), геоинформационные технологии, специализированные пользовательские интерфейсы и т.д.

1. АИС «Промышленность Челябинской области»

Целью создания АИС было выполнение всестороннего финансово-экономического анализа предприятий
Основным объектом в этой системе является предприятие. Основным источником информации для АИС являются данные, поступающие из Облкомстата по более чем 150-ти наиболее значимым промышленным предприятиям области и официальные формы отчетностей этих предприятий: бухгалтерские формы №№1,2 (соответственно баланс и отчет о финансовых результатах), справка по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды (предоставляемые ежеквартально), и статистические формы П1, П3 и П4 (предоставляемые ежемесячно).
Система, предоставляла возможности сравнения и ранжирования предприятий по трем направлениям:
– крупнейшие предприятия – по выручке от реализации;
– наиболее рентабельные предприятия – по рентабельности продаж;
– предприятия с наибольшей производительностью труда.
Также была реализована методика комплексной оценки предприятий, позволяющая составлять рейтинги на основе ряда финансовых показателей. Рейтинги составляются на определенный период по заданной отрасли. В основу построения рейтинга была взята известная методика сравнительной рейтинговой оценки деятельности предприятий, разработанная А.Д. Шереметом. Направлениями комплексного ранжирования являются:
• прибыльность хозяйственной деятельности,
• эффективность управления,
• деловая активность,
• финансовая устойчивость и ликвидность предприятий.
В процессе работы над данным программным продуктом мы вплотную подошли к эффективному использованию при создании программных продуктов таких современных информационных технологий, как хранилище данных, многомерная обработка данных (OLAP), геоинформационные системы.
Дело в том, что для реализации АИС была использована технология хранилищ данных, позволяющая объединить большое количество информации и оптимизировать процесс ее последующего анализа. Однако производить анализ с помощью стандартных средств, используемых в OLTP-системах аналитикам крайне затруднительно, так как для этого им необходимо знания как в области баз данных вообще, так и конкретной реализации хранилища в частности.
Решением этой проблемы как раз и является использование OLAP-технологий, поскольку эти средства ориентированы на использование не специалистом в области IT, а аналитиком прикладной области.
Исходя из перечня показателей и измерений, в которых они представлены, с помощью Cognos Transformer Server были созданы гиперкубы (витрины данных), что позволяет аналитикам вести работу с использованием технологии OLAP.

2. Хранилище данных макроэкономических показателей развития Челябинской области и других субъектов РФ

В хранилище представлены 16 групп основных показателей, характеризующих состояние Челябинской области: общая характеристика; промышленность; финансовые показатели работы предприятий; малое предпринимательство; строительство; сельское хозяйство; транспорт; связь; потребительский рынок товаров и услуг; внешнеэкономические связи; цены; финансы; инвестиции; уровень жизни и доходы населения; рынок труда; социальная напряженность. Количество показателей в группах колеблется от 2 до 19, всего – более 100 показателей (без учета отраслевого, территориального, возрастного и других видов информационных разрезов). В системе предусмотрено использование абсолютных показателей, как натуральных, так и стоимостных, и относительных показателей, таких как индексы роста, прироста, удельный вес и т.д.
На основании этой информации нами построены несколько гиперкубов с использованием MS Analysis Server, в которых аналитики строили отчеты, которые передавались Губернатору Челябинской области.

3. Автоматизированная система мониторинга социально-экономического положения муниципальных образований Челябинской области

В феврале 2004 года мы завершили создание автоматизированной системы мониторинга социально-экономического положения муниципальных образований Челябинской области.
Задачи АИС:
• Автоматизация процессов сбора, обработки и хранения информации о показателях деятельности всех муниципальных образований Челябинской области.
• Формирование автоматизированного рабочего места аналитика, включающего как обязательные фиксированные периодические формы представления результатов, так и режим работы с нерегламентированными запросами.
• Внедрение современных технологий для своевременного получения информации в удобном презентабельном виде руководством и заинтересованными структурными подразделениями правительства области.
В мониторинге предусмотрены три направления:
1. Отраслевые показатели социально-экономического развития муниципального образования Челябинской области (19 разделов: промышленность, строительство, инвестиции, сельское хозяйство, связь, торговля и платные услуги населению, жилищный фонд, коммунальное хозяйство, финансы, бюджет МО, демография, рынок труда, социальное обеспечение, образование, здравоохранение, физическая культура, закупки для муниципальных нужд, охрана окружающей среды, правонарушения, малое предпринимательство).
2. Сводная таблица основных показателей социально-экономического развития муниципальных образований Челябинской области (8 важнейших показателей).
3. Состояние жилищно-коммунального хозяйства и потребления топливно-энергетических ресурсов муниципальным образованиями Челябинской области. (основные показатели ЖКХ МО, нормативы потребления и тарифы на ЖКУ для населения в МО, лимиты потребления топливно-энергетических ресурсов бюджетных организаций, расчеты бюджетных организаций за топливно-энергетические ресурсы).
Всего в системе предусмотрено 313 показателей.

4. АИС «Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Челябинской области»

В 2008-2009 годах нами был разработан новый модуль информационной системы «Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Челябинской области» в соответствии с 607-м указом Президента Российской Федерации, Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1313-р, Постановлением Правительства Челябинской области от 13.11.2008 г. № 367-П и Административным регламентом, утвержденным Комиссией по административной реформе в Челябинской области.

5. Внедрение регионального сегмента ГАС «Управление»

В целом тренд последних лет характеризовался тем, что мы стали переходить от использования собственных разработок на более функциональные и современные продукты отечественных ИТ-разработчиков, реализующих те или иные компоненты информационно-аналитической системы органов власти – такие, как автоматизированная система «Управление» Челябинской области (далее – ГАС «Управление» ЧО), автоматизированная система социально-экономического мониторинга Челябинской области (далее- АС мониторинга), автоматизированная система учета личных подсобных хозяйств Челябинской области (далее – АС УЛПХ).
Эти проекты нашли свое развитие в Областных целевых программах: «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Челябинской области на 2011 - 2012 годы», «Развитие информационного общества в Челябинской области на 2013 - 2015 годы». Программами предусмотрены разработка, внедрение в деятельность органов власти широкого спектра автоматизированных систем (геоинформационные системы, электронный документооборот, порталы, и конечно компоненты информационно-аналитической системы Правительства Челябинской области).
Назначение ГАС «Управление» ЧО заключается в обеспечении комплексного информирования Губернатора и Правительства Челябинской области об уровне социально-экономического развития Челябинской области.
ГАС «Управление ЧО обеспечивает:
-сбор информации для формирования доклада Губернатора области о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности органов исполнительной власти за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период;
- согласование показателей докладов глав местных администраций городских округов и муниципальных районов области для проведения мониторинга оценки эффективности деятельности.
ГАС «Управление» ЧО внедрена в 2011 году, пользователями являются 39 ОМСУ и 19 ОИВ.
В 2013 году были проведены мероприятия по доработке программного обеспечения ГАС «Управление» ЧО с целью совершенствования системы государственного управления в части оптимизации перечня показателей оценки ОМСУ.
5. АС мониторинга предназначена для решения задачи обеспечения возможности оценки социально-экономического развития Челябинской области;
Основными функциями системы мониторинга являются:
1) централизация первичных данных показателей социально-экономического развития Челябинской области;
2) оперативный доступ к первичным и сводным данным показателей социально-экономического развития Челябинской области.
В целях исполнения своих функций система мониторинга обеспечивает:
1) возможность заполнения отчетных форм в системе мониторинга через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
2) ведение единых справочников и классификаторов, необходимых для обеспечения процесса сдачи отчетности;
3) централизованное хранение первичных отчетных данных показателей социально-экономического развития Челябинской области;
4) возможность автоматизированной обработки первичных отчетных данных показателей социально-экономического развития Челябинской области
АС мониторинга внедрена в 2011, количество пользователями – 350 служащих ОМСУ и ОИВ.
Планируется развитие АС мониторинга в части внедрения:
– подсистемы мониторинга деятельности промышленных предприятий Челябинской области;
– подсистемы мониторинга деятельности ветеринарных учреждений Челябинской области;
– портала объектов культурного наследия Челябинской области;
– отчетной форма «Информация о формировании электронного правительства на территории Челябинской области».
АС УЛПХ предназначена для решения следующих задач:
1) комплексной автоматизации ведения похозяйственного учета органами местного самоуправления поселений, расположенных на территории Челябинской области, и органами местного самоуправления городских округов Челябинской области, на территории которых имеются личные подсобные хозяйства (далее именуются – органы местного самоуправления поселений и городских округов Челябинской области);
2) оперативного формирования по запросам населения регламентированных справок и выписок из похозяйственных книг;
3) оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р;
4) получения и передачи запрошенной информации из автоматизированной системы похозяйственного учета в режиме межведомственного электронного взаимодействия.
АС УЛПХ внедрена в 2011, пользователями являются 293 ОМСУ и 1 ОИВ (МСХ).

Перспективы развития ИАС

Технологии:
Увеличивается сложность и комплексность математических моделей и количественных методов анализа,
Повышается мощность современных средств вычислительной техники
Облачные технологии могут сильно повлиять на пейзаж рынка бизнес-аналитики: на рынок выходит концепция Data as a Service – DaaS.
Потоки данных и аналитика от глобальных поставщиков.
Мобильная аналитика.
Визуальная среда для выполнения произвольных запросов и отчетов, отрабатки сценариев "что – если", нахождения скрытых закономерностей, построения прогнозных моделей.
Какие же аналитические задачи актуальны для госсектора Челябинской области:
• построение многопрофильных информационно-аналитических и ситуационных центров;
• повышение качества данных и выход на уровень качественной предсказательной, а не описательной, аналитики при формировании прогноза социально-экономического развития, планирования бюджета и анализа реализации государственных программ и портфелей проектов;
• анализ обращений граждан, контроль исполнительской дисциплины при работе с корреспонденцией;
• мониторинг публичных лиц и законодательных/общественных инициатив в Интернете.
В подобных решениях заинтересованы все уровни власти – от муниципальных до федеральных ведомств. Другое дело, что наибольшей эффективности использования подобных решений можно добиться при условии соблюдения определенных условий. Во-первых, необходимо иметь данные с хорошей историей и полнотой. Во-вторых, эти данные должны быть соответствующего качества. В-третьих, важно иметь полноценную команду аналитиков, понимающих предметную область и умеющих работать с данными: интерпретировать результаты и переводить с языка «регрессий, нейронных сетей, вероятностей и среднеквадратичных отклонений» в язык общепонятных сущностей.

Открытые данные.

1. Указ Президента Российской Федерации № 601 п. 2 пп. г)
до 15 июля 2013 года обеспечить доступ в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации
07.06.2013 года утвержден ФЗ №112-ФЗ, который вносит изменения в 2 Федеральных закона 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях, и о защите информации», а также 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В 149-ФЗ:
- уточняются определения Интернет-сайта и вводится понятие единой системы идентификации и аутентификации;
- определяется форма открытых данных – информация, размещаемая в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительного изменения человеком в целях повторного ее использования;
- если есть ГИС для обработки данных ст. 14 8-ФЗ, то в них надо обеспечивать размещение в сети Интернет информации в форме открытых данных;
- ответственность несет оператор ГИС
В 8-ФЗ:
- ст. 7 Надо размещать общедоступную информацию в форме открытых данных
- ст. 10. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам установит уполномоченный орган РФ
- ст. 13. Состав информации определяется перечнями. Порядок отнесения информации к общедоступной, размещаемой в форме открытых данных опред-ся Правительством РФ.
- ст. 14. Регионам определят состав и порядок для информации по совместному ведению. Периоды и сроки обновления будут в порядке, установленном Правительством РФ.
!! Разработан проект методических рекомендаций по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления и технические требования к публикации открытых данных (версия 2.3) – на портале открытыеданные.большоеправительство.рф


дата создания: 25.06.2013 16:30, дата последнего изменения: 25.06.2013 16:30