Доклад Первого заместителя Министра информационных технологий и связи Челябинской области А.С. Козлова «Государство и it-разработчики» на Уральской конференции веб-разработчиков UWDC-2013

22.02.2013

 

1.       Основные направления развития «Информационного общества» и «Электронного правительства» на 2013-2014 годы (видение государственных органов). Поддержка указанных направлений на уровне целевых программ, других мероприятий.
               Вчера Комиссия по развитию информационного общества и формированию электронного Правительства Челябинской области, в состав которой входят представители органов власти, высших учебных заведений рассмотрела приоритетные направления развития информационных технологий в Челябинской области на очередной 2014 год и плановый период 2015-2016 годов.
               При подготовке приоритетных направлений развития информационных технологий в Челябинской области определяющими стали следующие документы:
-    Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 №Пр-212);
-    Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;
-    Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2011 г. № 2161-р);
-    Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 31 января 2013 года;
-     Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года.
-     Концепция развития информационного общества в Челябинской области до 2015 года.
 
Приоритетные направления
               1. Повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг (функций) в электронном виде и в режиме «одного окна», переход на межведомственное взаимодействие в электронном виде
1.1. Внедрение информационных систем оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, интегрированных с Единым порталом государственных и муниципальных услуг (функций) Gosuslugi.ru, Единой системой идентификации и аутентификации. Приоритетные региональные и муниципальные услуги: социальная поддержка, здравоохранение, образование, регистрация прав, жилищно-коммунальное хозяйство, правоохранительные органы, службы реагирования на чрезвычайные ситуации.
1.2. Переход на межведомственное электронное взаимодействие при предоставлении государственных услуг, предполагающий сокращение объёма бумажных документов, подлежащих подготовке, предоставлению и хранению, использование единых справочников, классификаторов и регистров.
1.3. Развитие сети многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг на территории Челябинской области, организация электронного взаимодействия государственных органов с многофункциональными центрами предоставления государственных услуг.
1.4. Внедрение систем оценки гражданами качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг.
1.5. Адаптация информационных систем оказания государственных услуг под работу с мобильными устройствами.
 
2. Устранение «цифрового неравенства» между муниципальными образованиями и социальными группами
2.1. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием проводных и беспроводных линий связи различных типов.
2.2. Содействие снижению себестоимости подключения широкополосного доступа за счет подготовки инфраструктуры для подключения вводимого в эксплуатацию жилья, в том числе малоэтажного.
2.3. Развитие сетей электросвязи, в том числе сетей связи 3-го и последующих поколений.
2.4. Внедрение цифрового эфирного вещания на территории Челябинской области:
2.5. Программы обучения компьютерной грамотности, повышения квалификации в сфере информационных технологий различных групп населения.
2.6. Повышение доступности государственных информационных ресурсов (машиночитаемые ресурсы).
 
3. Обеспечение доступности информации о деятельности государственных и муниципальных органов власти, подведомственных учреждений, раскрытие информации государственных информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
3.1. Развитие и поддержка официальных сайтов органов власти.
3.2. Информационное сопровождение реализации важных государственных стратегий, программ, проектов, в том числе развитие и поддержка специализированных порталов и сайтов, технологий социальных сетей.
3.3. Поддержка информационных систем предоставления доступа к базовым информационным ресурсам.
4. Повышение эффективности государственного управления за счет внедрения информационных технологий
4.1. Использование технологий электронного документооборота в органах власти.
4.2. Внедрение информационно-аналитических систем поддержки принятия управленческих решений.
4.3. Создание и развитие ведомственных информационных систем (электронных архивов ЗАГС, в сфере обеспечения занятости населения, развитие систем учета и управления финансами).
 
5. Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов спутниковой деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Челябинской области на 2012-2015 годы.
5.1. Развитие навигационно-информационной системы Челябинской области.
5.2. Использование цифровых пространственных данных в деятельности органов исполнительной власти Челябинской области, органов местного самоуправления Челябинской области.
 
6. Создание и внедрение информационных систем в системе здравоохранения и социальной защиты населения
6.1. Внедрение информационных систем электронной записи на прием к врачу, персонифицированного учета оказанных медицинских услуг (единой электронной медицинской карты).
6.2. Развитие телемедицины, удаленной диагностики.
6.3. Развитие электронных аптечных сервисов с возможностью получения информации о сертифицированных лекарственных средствах и наличии льготных лекарств.
6.4. Раскрытие информации о квалификации врача, истории его врачебной практики.
6.5. Реализация социальных сервисов для людей с ограниченными возможностями.
6.6. Ведение единого реестра мер социальной поддержки граждан с возможностью получения индивидуальной информации о положенных льготах, субсидиях, выплатах, медицинской и материальной помощи.
 
7. Создание и внедрение информационных систем в образовании и науке
7.1. Создание электронных учебных материалов и учебно-методических комплексов, а также стандартов их использования.
7.2. Расширение масштабов дистанционного образования с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе для лиц с ограниченными возможностями.
7.3. Внедрение комплексных информационных систем, автоматизирующих работу образовательных учреждений, включая ведение электронных дневников, журналов, расписаний, подачу различных заявлений граждан.
7.4. Предоставление удаленного доступа к результатам тестирования и оценки знаний, базам данных выданных дипломов и аттестатов, различным видам отчетности, другим ресурсам образовательных учреждений, в том числе школьным библиотекам.
7.5. Внедрение новых перспективных учебных технологий и форм обучения информатике, вычислительной техники, подготовка образовательных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий.
 
8. Использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения
8.1. Усовершенствование систем защиты информации, обрабатываемой в информационных системах персональных данных и системах управления официальными Интернет-сайтами органов исполнительной власти Челябинской области и органов местного самоуправления Челябинской области.
8.2. Внедрение механизма электронной цифровой подписи для обеспечения юридически значимого электронного документооборота, формирование нормативной правовой базы для юридически значимого электронного документооборота.
8.3. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе служб по предупреждению и устранению чрезвычайных ситуаций, в том числе создание систем приема обращений граждан и оповещения о возникновении чрезвычайных ситуаций и последующего информирования о ходе и результатах ликвидации их последствий.
8.4. Наблюдение и мониторинг состояния опасных объектов, экологического мониторинга.
8.5. Использование информационных технологий в работе правоохранительных органов, в том числе средств видеофиксации нарушений правил дорожного движения, видеонаблюдения за определенными территориями и предоставления доступа гражданам к информации данных систем.
 
9. Использование информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры, культурного и гуманитарного просвещения
9.1. Повышение доли переведенных в электронный вид материалов библиотечных, музейных и архивных фондов.
9.2. Внедрение механизмов дистанционного предоставления услуг по обеспечению доступа к библиотечным, музейным и архивным фондам посредством информационно-поисковых систем в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
9.3. Создание многофункциональных центров культурного развития в малых и средних городах с использованием современных информационных технологий.
 
10. Использование информационных технологий в сфере градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства
10.1. Автоматизация и унифицированное ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Челябинской области.
10.2. Развитие систем мониторинга объектов жилищного фонда, в том числе повышение качества и достоверности информации о ходе выполнения государственной программы капитального ремонта объектов жилищного фонда
10.3. Внедрение единых расчетно-кассовых центров, технологий электронной оплаты жилищно-коммунальных услуг.
10.4. Сервисы автоматического приема показаний приборов учета.
10.5. Информирование граждан о проводимых плановых и аварийных ремонтах теплосетей, водопровода, электросетей, улиц и др.
10.6. Автоматизация работы граждан с управляющими компаниями, в том числе реализация прав граждан на выбор поставщиков жилищно-коммунальных услуг.
 
11. Повышение эффективности расходования бюджетных средств на создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию информационно-коммуникационных технологий в государственных органах.
11.1. Использование государственными органами исполнительной власти Челябинской области единой инженерной и телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства в Челябинской области (Челябинский региональный центр обработки данных электронного правительства, единая телекоммуникационная сеть государственных органов исполнительной власти Челябинской области, единый интернет-шлюз государственных органов исполнительной власти Челябинской области).
11.2. Переход на новую модель информатизации государственных органов с использованием технологии «облачных вычислений».
11.3. Стандартизация и регламентация процессов создания и использования информационно-коммуникационных технологий в государственных органах.
11.4. Унификация ведомственных информационных систем (единые стандарты реализации пользовательских интерфейсов, исключение дублирования автоматизации одних и тех же операций и функций разными информационными системами).
11.5. Организации системы проектного управления мероприятиями по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Челябинской области.
               Мы планируем данные приоритетные направления обсудить еще на нашем портале «Информационное общество» (www.inf74.ru)L
 
 Для реализации всех вышеуказанных направлений мы будем просить Правительство области выделить в бюджете области необходимые средства. Для этого органы власти составляют планы информатизации, которые утверждаются на бюджетных комиссиях. В планах уже приводится детальное обоснование мероприятий, в том числе финансово-экономическое, рассчитывается стоимость, указывается значение целевых индикаторов. Большая часть мероприятий утверждается в целевых программах (ведомственных и областных), часть мероприятий (в основном техподдержка) финансируется за счет текущего содержания органов власти. Затем организуются закупки товаров, работ, услуг, заключаются государственные контракты и договоры. В ходе их реализации достигаются цели и получаются результаты.
 
2.       Участие в государственных закупках
 
Сегодня государственные закупки стали достаточно открытым процессом, который детально регламентирован в первую очередь Федеральным законом 94-ФЗ, а также другими нормативными правовыми актами.
Если кратко описать суть, то все закупки, проводимые за счет бюджетных средств должны размещаться на официальных сайтах для размещения информации о заказах (zakupki.gov.ru), а сами электронные торги в виде аукционов, конкурсов или котировок проходят на электронных торговых площадках. Для Челябинской области в настоящее время ‑ это «RTS-тендер», вообще существует еще «Сбербанк-АСТ», «Единая электронная торговая площадка» и ряд других.
Есть ряд жестко описанных исключений из этого правила, наиболее широко известно то, что орган власти может закупать какой-либо вид товаров или услуг без торгов на сумму до 100 тысяч в квартал.
Поэтому, для того чтобы продавать свои работы или услуги органам власти надо знать 94-й Федеральный закон (процедуру торгов и заключения контрактов) и уметь работать с вышеуказанными сайтами и порталами.
Общероссийский официальный сайт zakupki.gov.ru предназначен для комплексного информационно-аналитического обеспечения субъектов экономического рынка, заинтересованных производителей продукции и услуг для государственных и муниципальных нужд, широкой общественности о деятельности государственных, муниципальных заказчиков и органов государственной власти в сфере размещения заказов, а также для обеспечения возможности выполнения органами исполнительной власти, заказчиками требований № 94-ФЗ.
Для успешной регистрации на официальном сайте госзакупок необходимо выполнить два действия: во-первых, получить сертификат ключа электронной подписи для работы на сайте zakupki.gov.ru, во-вторых, установить и настроить программное обеспечение на ПК, который планируется использовать для работы на сайте zakupki.gov.ru. В разделе «Информация для заказчиков и поставщиков» на главной странице содержится ряд документов, позволяющих ознакомиться с работой сайта zakupki.gov.ru, в том числе руководство пользователя и материалы для обучения.
               Электронная площатка RTS-тендер (rts-tender.ru). В настоящее время является основной площадкой для размещения государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Челябинской области. Регистрация и работа на площадке включает в себя 4 этапа: получение ЭЦП, инсталляция и настройка программного обеспечения, подача заявки на аккредитацию на площадке РТС-тендер, перечисление денежных средств на счет оператора в счет обеспечения и проведение торгов.
               Оператор площадки осуществляет проверку документов и сведений, предоставленных для аккредитации, в срок не более чем пять рабочих дней. В этот срок оператор электронной площадки обязан или аккредитовать Участника размещения заказа, открыв ему счет для проведения операций по обеспечению участия в электронной форме, или отказать в аккредитации в случае, если на то есть законные основания. При этом Участнику размещения заказа направляется уведомление о принятом решении. В случае успешной аккредитации Участнику размещения заказа открывается доступ к участию в любых проводимых на площадке электронных аукционах.
 
3.     Текущие проекты Министерства информационных технологий и связи Челябинской области, связанные с использованием «сети Интернет».
3.1. Создание, развитие, поддержка официальных интернет-сайтов органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Челябинской области. Опыт работы официальных сайтов Губернатора и Правительства Челябинской области.
Согласно федеральному закону от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы исполнительной власти и органы местного самоуправления должны иметь собственный официальный интернет-сайт.
В сети Интернет созданы и действуют официальные сайты всех органов исполнительной власти Челябинской области и подавляющего большинства органов местного самоуправления Челябинской области – это порядка 342 официальных Интернет-сайтов Правительства Челябинской области, органов исполнительной власти Челябинской области, органов местного самоуправления Челябинской области.
В целях повышения качества информирования населения о деятельности ОИВ и ОМСУ Челябинской области в 2011 году внедрена защищенная система управления интернет-сайтами органов исполнительной власти Челябинской области.
В течение 2012 года система регулярно дорабатывалась: функция осуществления мониторинга сайтов Системы на наличие обновленных и вновь созданных информационных материалов интернет-сайтов, работающих в Системе (разработка Ситко), внедрены новые модули (Голосование, Общая новостная лента, Календарь публикаций, Управление ЭЦП, Электронная регистрация мероприятий), а также обновлены существующие (Правовые акты, Закупки, Госуслуги).
В конце 2012 года проведены аттестационные испытания системы управления сайтами по требованиям к обеспечению безопасности информационных систем общего пользования, по результатам которых получено заключение о соответствии системы управления сайтами требованиям, предъявляемым к информационным системам общего пользования II класса, согласно совместного приказа ФСБ России №416, ФСТЭК России №489 от 31.08.2010.
По состоянию на конец 2012 года в системе управления сайтами функционируют 69 официальных интернет-сайтов, в том числе: 12 интернет-сайтов органов исполнительной власти, 2 интернет-сайта городских округов, 7 интернет-сайтов муниципальных районов, 44 интернет-сайта городских и сельских поселений, а также 4 интернет-сайта подведомственных учреждений.
По вопросам разработки разработчики могут взаимодействовать по следующим направлениям:
– работа непосредственно с ОИВ по созданию, продвижению, развитию и технической поддержке официального сайта;
– работа с Министерством информационных технологий и связи Челябинской области по развитию и доработке Автоматизированной системы управления официальными интернет-сайтами органов исполнительной власти Челябинской области и органов местного самоуправления Челябинской области (далее – Единая площадка сайтов);
– работа с Министерством информационных технологий и связи Челябинской области по наполнению контентом официальных интернет-сайтов, размещенных на Единой площадке сайтов.
 
3.2.   Развитие информационного интернет-портала «Информационное общество в Челябинской области».
 
Разработанный в 2011 году портал «Информационное общество в Челябинской области», в первой половине 2012 года был открыт для всех пользователей сети Интернет. Адрес портала в сети Интернет www.inf74.ru
Портал содержит информацию о развитии проектов информационного общества и формирования электронного правительства в Российской Федерации, Челябинской области, различных направлениях жизнедеятельности южноуральцев в доступной и удобной для широких слоев населения форме. Портал также является площадкой для обсуждения существующей ситуации по различным направлениям развития информационных технологий.
Основными задачами Портала стали задачи:
•        По созданию интерактивной площадки для обсуждения существующей ситуации по направлениям развития информационного общества и формирования электронного правительства Челябинской области, получения населением Челябинской области государственных и муниципальных услуг, позволяющей собрать информацию о реальной ситуации, отношении населения к решениям и получить данные о возникающих проблемах и вопросах.
•        По организации удобного доступа к имеющимся на других сайтах информационно-телекоммуникационной сети Интернет интерактивным сервисам для организации эффективного механизма взаимодействия граждан и организаций с органами исполнительной власти и местного самоуправления, бизнесом.
Портал заинтересовал жителей не только Челябинской области, но и всей России. По итогам 2012 года посещаемость портала составила 21 500 уникальных посетителей.
Портал может быть интересен представителям бизнеса как с информационной точки зрения, поскольку там размещаются it-новости региона, России и мира, а также существует отдельный раздел «Бизнес» в котором можно получить информацию о существующих it-предприятиях региона, нормативных документах для бизнеса, а также государственных услугах, оказываемых юридическим лицам в нашем регионе.
Взаимодействие с IT-компаниями: контентное наполнение портала, его реклама продвижение в сети Интернет, а также техническая доработка и развитие.
 
3.3. Использование технологий социальных сетей, Интернет-приемных для организации обмена информацией между органами власти (заказчиками), исполнителями и пользователями.
Важным инструментом взаимодействия власти и бизнеса можно рассматривать интернет-приемные на официальных сайтах органов исполнительной власти Челябинской области. В настоящее время такие онлайн-приемные функционируют на 24 из 28 официальных интернет-сайтов органов исполнительной власти Челябинской области.
Органы исполнительной власти Челябинской области активно создают свои страницы в социальных сетях. Такие страницы уже имеют 6 органов власти Челябинской области.
Министерство информационных технологий и связи Челябинской области имеет ряд официальных аккаунтов в наиболее популярных социальных сетях.
Так, Министр информационных технологий и связи Челябинской области Дмитрий Алексеевич Тарасов имеет страницы в сети Facebook и Twitter.
Недавно был открыта официальная страница Министерства информационных технологий и связи Челябинской области в социальной сети «Facebook», на которой публикуются основные события, связанные с деятельностью Министерства информационных технологий и связи Челябинской области, а также интересные факты и статьи, размещенные на портале «Информационное общество в Челябинской области».
 В ближайшем будущем планируется создание официальных страниц Министерства в социальных сетях «Вконтакте» и «Твиттер».
 
 
3.4.          Проведение областных конкурсов, посвященных выявлению и продвижению лучших практик разработок «интернет-сайтов», «интернет-сервисов».
C прошлого года Министерство информационных технологий и связи Челябинской области стало организатором областных конкурсов «Лучший Интернет-сайт - 2012» и «Лучший онлайн-сервис - 2012».
Предприятия и компании различных сфер бизнеса приняли участие в данных конкурсах по ряду номинаций: Лучший сайт коммерческой организации / промышленного предприятия, Лучший сайт средства массовой информации, а также Сервисы по оказанию услуг населению и (или) организациям, а также Информационные сервисы. Членами конкурсной комиссии также были представители ряда коммерческих организаций, занимающихся разработкой web-сайтов (Sitko.ru, Fuse8).
На участие в конкурсах подали заявки около 200 участников.
Из 26 победителей и лауреатов указанных конкурсов – 10 коммерческих организаций. Одними из победителей Конкурсов “Лучший Интернет-сайт – 2012” и “Лучший онлайн сервис – 2012” стали такие веб-разработчики и сайты :
ОАО “ЧТПЗ” в номинации “Лучший сайт коммерческой организации/промышленного предприятия”;
Компания Идея74 (ИП Ильиных Т.С.) в номинации “Сервисы по оказанию услуг населению”
ООО «Бронируй САМ» г. Челябинск, номинации «Сервисы по оказанию услуг населению»
В 2013 году также планируется проведение указанных конкурсов.
 
               Результаты конкурса размещены на сайте Министерства информационных технологий и связи Челябинской области (адрес).
 
3.5.          Ряд специализированных информационных ресурсов органов исполнительной власти Челябинской области, которые могут быть полезны бизнесу:
Органы исполнительной власти Челябинской области, в т.ч. Министерство экономического развития Челябинской области осуществляет активную поддержку малого и среднего бизнеса в Челябинской области.
Информационное взаимодействие бизнеса и власти осуществляется, в том числе, на специализированных интернет-сайтах:
Вывод: Взаимодействие с разработчиками нам необходимо как для генерации новых идей, так и для разработки вышеуказанных проектов. Порталы и сайты – занимают большую долю среди всех проектов информатизации государственных органов, с помощью них реализуется публичная и частная формы доступа граждан и организаций к государственным информационным ресурсам.

дата создания: 22.02.2013 11:55, дата последнего изменения: 22.02.2013 11:55